Святое Оренбуржье

header-01 header-02 header-03 header-04
ФотогалереяСписок репрессированныхСвятые в Оренбургской епархииСобытияКниги

ВИконостас левого придела в честь священномученика Макария Оренбургского нижнего храма Свято-Троицкого собора Обители Милосердияерный служитель на ниве Христовой, истинный пастырь и стойкий мученик, отдавший свою жизнь за Христа, протоиерей Макарий Фёдорович Квиткин родился 23 июля ст.ст. 1882 г. в семье благочестивых орских мещан Феодора и Евдокии. 1 августа Макарий был крещён в Михаило-Архангельской церкви г. Орска Оренбургской губернии. Боголюбивый отрок с ранних лет стремился в Божий храм, читал и пел на клиросе. Получив начальное образование, Макарий Фёдорович в 1900 г. окончил Орское городское училище и решил стать учителем. Во время преподавания в церковно-приходской школе он стремился к усовершенствованию педагогических навыков, повышал своё мастерство на курсах. Желание же всецело посвятить себя делу служения Богу и людям пришло к нему после окончания Оренбургских Епархиальных пастырских курсов.


Спустя немного времени после своей женитьбы на благочестивой девице Евфросинии Безносовой он подаёт прошение правящему архиерею, и желание благоговейного молодого человека было удовлетворено: Макарий Фёдорович начинает своё служение Церкви Христовой в с. Ново-Троицком Оренбургского уезда. В 1907 г. епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом (Левицким) он был назначен псаломщиком в Александро-Невскую церковь с. Ново-Александровка Орского уезда. Здесь Макарий Фёдорович начал активную миссионерскую деятельность, укрепляя свои знания на миссионерских курсах и став членом Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества.

 

Никольский храм села Нижняя Павловка, в котором будущий священномученик был рукоположен в сан иереяВ начале 1913 г. епископом Оренбургским и Тургайским Феодосием (Олтаржевским) Макарий Фёдорович был возведён в сан диакона и направлен на служение в с. Бердяш Орского уезда. В ноябре того же года «ради пользы службы» диакон Макарий был переведён в казачью станицу Наследницкую Верхнеуральского уезда. Через год, в августе 1914-го, усердного служителя направляют в Никольскую церковь пос. Верхне-Павловского (совр. села Нижняя Павловка Оренбургского района). За годы несения службы на этом приходе отец Макарий был рукоположен в сан священника (1917 г.) и встретил смутное время войн. Это и Первая мировая, когда на плечи священнослужителей выпало попечение о раненых воинах, забота о семьях, потерявших кормильца на передовой, сбор помощи для действующих войск. Это и насильственная смена власти, когда не принявшие революцию казаки восстали и разразилась Гражданская война, принесшая горе и разруху прихожанам-сельчанам. В это время отец Макарий во всей полноте проявил своё жертвенное служение Богу и людям, особо нуждающимся в тяжёлые годы в пастырском окормлении.

 

Храм сщмч. Макария Оренбургского в с. Первая Александровка Саракташского районаЕстественно, это не осталось незамеченным враждебно настроенной новой пролетарской властью, и, под её давлением, в 1920 г. священник Макарий вместе с уже тогда многодетной семьёй переезжает в с. Первая Александровка современного Саракташского района Оренбургской области. В Александровке отец Макарий вновь ревностно берётся за возрождение духовной жизни среди измученных лихолетьем крестьян. Почти сразу по приезде он открывает молитвенный дом, где проводит регулярные богослужения. В 1924 г. – во время, когда многие храмы закрывались, отцу Макарию удалось построить небольшую деревянную церковь (впоследствии была разрушена). Для александровцев и жителей окрестных сёл батюшка стал светом веры и благочестия в тёмном царстве безбожия. Сельские жители смиренно прибегали к своему пастырю за душевным врачеством и помощью. Но и здесь враг рода человеческого не стал спокойно смотреть на процветание благочестия. В 1925 г. церковь закрывают, а отец Макарий с матушкой и пятью малолетними детьми вынужденно переселяется в Оренбург.


Управляющим Оренбургской епархией епископом Иаковом (Маскаевым), тоже прославленным Церковью в лике священномученика, отец Макарий был определён на место второго священника в большой трёхпрестольный храм преподобного Серафима Саровского г. Оренбурга.

 

Протоиерей Макарий с семьейСупруга и дети священника Макария вместе с ним терпеливо несли крест гонений и скорбей. Старшие сыновья Сергей и Владимир решили, несмотря на гонения, пойти по стопам своего отца. Сергей к тому времени уже служил псаломщиком в Иоанно-Богословском храме с. Чёрный Отрог, Владимир прислуживал правящему владыке Дионисию (Прозоровскому). Квиткины, как лишенцы гражданских прав социалистического общества, ютились в крохотной деревянной бане – единственном строении на земельном участке, приобретённом отцом Макарием, предполагающим в будущем построить жильё для семьи. По воспоминаниям сына Владимира, вся обстановка маленькой комнатушки состояла из печки, кровати, стола и сундука. Питались только подаянием сердобольных прихожан, которые, боясь преследований, тайком иногда приносили хлеб и картошку. Идя на богослужение в храм, отец Макарий и его дети постоянно подвергались нападкам со стороны пионеров, которые кидали в них песком или камнями. Служитель Христов учил своих детей мужественно переносить поношения и уповать во всём на Бога.

 

Владимир Квиткин-Павленко (сын сщмч. Макария) с его внучатой племянницей Н.Т. Сгибневой. 1999 г., Свято-Троицкая Симеонова Обитель МилосердияКогда 10-летний сын Владимир, поражённый скарлатиной, лежал несколько месяцев, не подавая никаких признаков жизни, отец Макарий провёл ночь в слёзной молитве о судьбе своего чада. И произошло чудо. В эту же ночь пришёл на помощь врач – давний знакомый священномученика, вернувший ребёнка к жизни, и вскоре исчезнувший так же неожиданно, как и появился.

 

В Серафимовской церкви отец Макарий очень быстро приобрёл всеобщую любовь прихожан. Подвижническая жизнь, безропотное терпение скорбей, мудрые наставления, кротость, незлобие и смирение вызывали у всех большое почтение к достойнейшему священнослужителю.

 

Известен случай, когда отец Макарий вымолил здоровье безнадёжному по приговору врачей мальчику, страдавшему лёгким помешательством ума. Два месяца священномученик посещал его в больнице, горячо прося Бога исцелить больного, и, к удивлению врачей, болезнь отошла. Мальчик вырос здоровым человеком, и мучившая его болезнь больше к нему не возвращалась.

 

Икона сщмч. Макария ОренбургскогоВо время засилья обновленческого раскола священномученик Макарий стал принципиальным противником «живоцерковников», бескомпромиссно отстаивая истинность православия, чем ещё больше привлёк к себе единомышленников. Печально известная Декларация 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского) о признании советской власти, молитве за неё Православной Церковью и высказывания его о том, что в Советском Союзе нет гонений на Церковь, вызвали настроение резкого неприятия его политики, по существу отвергающей исповеднический подвиг тысяч людей. Отец Макарий, как истинный ревнитель чистоты православия, испытавший не раз на себе и своих детях всю лживость и жестокость обещанного советского «светлого будущего», оказался среди оренбургского духовенства, отшатнувшегося от митрополита Сергия, и стал поминать за богослужением только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), находившегося тогда в заключении. На этой почве у отца Макария с настоятелем храма – священником Алексием Сазановым возникли разногласия, и, по инициативе последнего, состоялось приходское собрание, на котором он намеревался либо подчинить несогласного клирика, либо изгнать его из церкви, обвинив в раздувании раскола. Отец Макарий объяснил верующим, что своей декларацией митрополит Сергий предал церковную правду, вступил в союз с безбожниками, врагами Церкви, поэтому он не может его поминать, чтобы не стать соучастником греха измены Церкви, и в этом причина их разногласий и невозможности совместного служения с отцом Алексием. Вопреки ожиданиям, большинством голосов отец Макарий был поддержан и поставлен настоятелем храма, а священник Алексий был исключён из причта. Впоследствии, увидев бесперспективность оппозиции перед лицом всё более беспощадных гонений, когда безбожники в лице сотрудников ОГПУ изощрённо изыскивали возможности для создания все новых и новых расколов, отец Макарий и другие оренбургские священнослужители вернулись к возношению имени митрополита Сергия за богослужением и отказались от критики его действий, как не могущей привести в тот момент к практическому результату: выработать общецерковное суждение по этому вопросу в то время не представлялось ни малейшей возможности.

 

Ефросиния Кондратьевна с детьми и внукамиПосле приходского собрания отца Макария начали периодически вызывать в «бдительные органы». Поводом для первого вызова стало то, что якобы под его настоятельством приход не платит «законного» обложения. При втором вызове его предупредили: если церковь не выплатит указанной суммы, то её закроют. Прихожане вместе с батюшкой всеми возможными способами старались сохранить от поругания святой храм, но это оказалось безрезультатным. В следующий приход в ОГПУ отцу Макарию заявили, что церковь всё равно закроют и предложили отречься через областную газету от Бога и священнического сана; признать себя человеком, «одурманивающим» людей «религиозным мракобесием». Взамен было обещано место учителя или даже директора школы. На это служитель Христов ответил категорическим отказом.
– Так ты сохранишь жизнь себе и своим детям! – внушали ему.

 

– Смерть мне не страшна, своих детей я вручаю воле Божией, а обет, данный мною Богу, я никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушу! – дерзновенно отвечал новомученик.
И Господь не посрамил упования Своего верного служителя: все дети священномученика Макария выросли благочестивыми людьми.

 

Участь Серафимовской церкви была печальна: в начале 1920-х гг. во время повсеместного изъятия церковных ценностей она была нещадно разграблена, в 1930 г. под предлогом неуплаты непосильного налога её и вовсе закрыли, а затем подвергли разрушению. По распоряжению епископа Оренбургского Павла (Введенского) весной 1930 г. отец Макарий продолжил своё служение в Никольском форштадтском храме Оренбурга.


Священномученик Макарий смело продолжал бороться с беззакониями нового времени. Эмансипированное советское общество оказывало большое влияние на своих граждан: одни требовали от Церкви венчания своих новых беспорядочных сожительств, другие стали следовать моде так называемых «гражданских» браков. Отец Макарий категорически отказывался совершать венчание тех, кто оформил развод у гражданской власти и, вступив в новый брак, не отягощал себя обязательствами друг перед другом в брачном союзе. Таких супругов священномученик пытался обличить и вразумить, убеждая в сохранении чистоты и святости брака, как таинства, установленного Самим Богом. Впоследствии, когда отца Макария арестовали, зложелатели свидетельствовали против него, обвиняя в ограничении свободы советских граждан.


На тайных собраниях отец Макарий с собратьями-священниками и ревностными церковными деятелями обсуждали происходящие в стране гонения на Церковь, вели переписку и советовались по возникающим острым церковным вопросам с епископами-исповедниками и духоносными подвижниками, имеющими церковный авторитет; организовывали помощь ссыльным или находящимся в заключении за веру Христову, не оставляли в беде их семьи.

 

В полночь 21 января 1931 года сотрудники ОГПУ предъявили отцу Макарию ордер на арест и провели обыск, который продолжался до 4 часов утра: была изъята литература религиозного содержания. Перед уходом отец Макарий спокойно простился со своей семьей, благословил супругу и детей и покорно уехал на вольные страдания: он знал, куда его ведут, что его ждёт, и был готов к смерти за Христа.

 

Икона сщмч. Макария ОренбургскогоВ январе 1931 года в Оренбургской области было арестовано 157 человек – 9 священников, 27 монахов и 121 мирянин. Всех арестованных обвинили в том, что они будто бы создали единую контрреволюционную религиозную организацию с центром и филиалами. «В филиалы входили, – писали следователи в обвинительном заключении, – в первую очередь церковники, фактически порвавшие общение с митрополитом Сергием на почве враждебного отношения к его “лояльной” политике по отношению к советской власти...» Отец Макарий и многие из обвиняемых отказались признать ложно воздвигнутое обвинение, ко всем им применялись нечеловеческие пытки. Но это не сломило их дух и веру в благой Промысел Божий. Это были в основном популярные среди верующих священники из Оренбурга и из разных районов края, а также стойкие истинные христиане, которые мешали новой власти. 26 марта 1931 года обвиняемых приговорили к различным срокам заключения, и среди них 36 человек – к расстрелу, в том числе и отца Макария. Трое из этой группы были расстреляны вскоре после приговора в ночь на 31 марта. Священник Алексий Сазанов привлекался по этому делу в качестве свидетеля; через 6 лет, в 1937 г., он тоже был арестован и расстрелян.

 


Матушка Евфросиния и дети отца Макария во всё время нахождения его под следствием регулярно носили ему в тюрьму передачи и с десятками других родственников находящихся в тюрьме заключённых часами ждали, когда администрация тюрьмы примет продукты и вещи. Но когда 4 апреля они принесли очередную передачу, её не приняли, ничего при этом не объяснив. Люди не разошлись, толпой сгрудившись у тюремных ворот, – и вот, в три часа пополудни, всех ожидающих отогнали от ворот тюрьмы и оттуда вывели группу узников – 33 человека: священников, монашествующих и мирян. Среди них шёл отец Макарий. Увидев жену и детей, он издали помахал им рукой – больше они не виделись.

 

Часовня в честь сщмч. Макария Оренбургского в Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия в СаракташеАрестантов довели до здания ОГПУ, впустили внутрь, а бегущим за группой родственникам приказали идти домой, сказав, чтобы приходили завтра к 9 часам, и тогда им всё разъяснят. Некоторые не послушались и в ожидании кружили вокруг здания. Охранники сделали ещё несколько предупреждений, а затем устроили облаву, во время которой арестовали несколько человек. В их число попали матушка Евфросиния со старшей дочерью Ольгой, которых вместе с остальными задержанными продержали в подвале до утра. Затем всем родственникам выдали справки о смерти осуждённых в тюрьме и строго-настрого под страхом ареста запретили говорить о том, где они были и что видели. На вопрос матушки Евфросинии: «А где же тело моего мужа? Я хотела бы его похоронить», начальник, выдавший справку о смерти, выругался, сказав, что «нечего беспокоиться, его похоронит советская власть, как он заслужил перед ней», и приказал убираться, пока не поздно.

 

На основании постановления Тройки ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю от 31 марта 1931 года протоиерей Макарий Фёдорович Квиткин и с ним 32 человека были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. 5 апреля 1931 года, на праздник Входа Господня в Иерусалим, в половине пятого утра все они были расстреляны. Приговор был приведён в исполнение в специальной камере здания ОГПУ в Оренбурге. Тела казнённых были тогда же тайно вывезены и погребены в общей безвестной могиле на старом кладбище по современному проспекту Победы г. Оренбурга.

 

Весть об этом злодеянии, несмотря на все старания безбожников, передавалась верующими из уст в уста, и самые смелые из христиан приходили к братской могиле, поминали погибших, священнослужители, рискуя быть арестованными, совершали панихиды по расстрелянным. Со временем эта могила предалась забвению и сейчас неизвестно её точное расположение.

 

***


Икона сщмч. Макария ОренбургскогоВдове и детям священномученика Макария пришлось пройти через множество испытаний. Их нигде не брали на работу, лишили продовольственных карточек, как членов семьи «врага народа». Матушка распродала всё, что только можно было продать. От голодной смерти спасали обычные люди, которые, сами недоедая, тайком подкармливали семью убиенного священника. Несмотря на лишения, никто из семейства Квиткиных не отрёкся ни от веры в Бога, ни от своего отца. Старший сын Сергей, как церковнослужитель, подвергался гонениям, был в заключении.

 

Однажды, уже после гибели священномученика Макария, когда дети остались дома одни, в соседнем дворе начался пожар, и сильный ветер стал задувать искры во двор Квиткиных, заваленный сухой картофельной ботвой, которой они по бедности топили печь. Дети, испугавшись, встали перед иконами и усердно начали взывать к своему отцу, прося защитить их. Молитвами новомученика Господь сохранил тогда семью от этой беды.

 

Икона сщмч. Макария ОренбургскогоВ 2011 г. о чудесной помощи священномученика Макария свидетельствовал раб Божий Вадим из г. Оренбурга. Его престарелая мать, страдающая плохой памятью, во время отдыха на природе потерялась. Родственники заявили в полицию, сами долго, но безрезультатно искали. Возвращаясь домой по проспекту Победы мимо кладбища, он вспомнил, что здесь похоронен священномученик Макарий и со слезами стал молить святого о помощи. Едва он переступил порог дома, ему сообщили, что мама нашлась и с ней всё в порядке, а все радостно возблагодарили Бога и священномученика Макария за скорую помощь.  

 

На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. по представлению Оренбургской епархии протоиерей Макарий Квиткин был прославлен в лике новомучеников Церкви Русской для общецерковного почитания. День его  памяти был установлен по дате мученической смерти – 5 апреля н.ст.

 

У мироточивой иконы сщмч. Макария Оренбургского - настоятель храма Святителя Николая Чудотворца села Нижняя Павловка иеромонах Анатолий (Жидков) и Н.Т. СгибневаНастоятель Никольского храма в с. Нижняя Павловка Оренбургского района Оренбургской области иеромонах Анатолий (Жидков) так рассказывал о явлении ему во сне священномученика Макария в 2002 г.: «Некий муж входит в храм, служба заканчивается, народ выходит, ко кресту все приложились, а он ждёт, когда все выйдут, и мы остаёмся вдвоём. Незнакомец меня спрашивает:

 

– Вы здесь давно служите?
– 15 лет, практически, – отвечаю.
– А почему вы мне не молитесь?
– А Вы кто такой, почему мы должны Вам молиться?
– Я – священномученик Макарий Квиткин, служил в этом храме. Вам нужно написать мою икону, потому что хотя я и прославлен в Оренбургской епархии, но мне никто не молится здесь, – ответил святой и исчез».

 

Мироточивая икона сщмч. Макария в Нижней ПавловкеСо времени написания иконы священномученика Макария в 2003 г. для нижнепавловского храма, этот образ несколько лет мироточил и благоухал. Чудеса исцелений от различных недугов по вере обращающихся в своих молитвах к священномученику Макарию совершаются и по сей день.


В 2007 г. была отслужена первая Литургия в новом храме, посвящённом священномученику Макарию Оренбургскому в с. Первая Александровка Саракташского района.

 

Святый священномучениче Макарие, моли Бога о нас!

 

 

Источники и литература:


1.    Государственный архив Оренбургской области. Ф. 173. Метрическая книга Михаило-Архангельской церкви г. Орска, 1882 г.
2.    Архив УФСБ по Оренбургской области. Д. 19090-п.
3.    Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн. 3./ Сост. Н. Стремский, прот. Оренбург, 2000. С.42-49, 291.
4.    Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март. Тверь, 2006.
5.    Минея общая новомученикам и исповедникам Церкви Русской. М., 2011.
6.    Православный духовный вестник Саракташского благочиния. 2006. Спецвыпуск.
7.    Православный духовный вестник Саракташского благочиния. 2011. № 2.
8.    Православная жизнь. 1995. (Джорданвилль.)
9.    Приходская жизнь. 2003. Февраль. (Вашингтон, Иоанно-Предтеченский собор.)
10.    База данных Дома Памяти (Музей истории Оренбурга).
11.    Воспоминания схиархим. Серафима (Томина) /9.06.2011, г. Оренбург/.